Вечером в четверг, 29 марта, в Волоколамске прошёл многотысячный митинг жителей города, который в последние недели стал настоящим символом борьбы с чиновничьей безответственностью.
Около 6000 человек собрались поздно вечером у стен местной Администрации с требованием решить проблемы местной свалки и ввести в районе режим чрезвычайной ситуации. Статус ЧС позволит привлечь срочное федеральное финансирование на локализацию и устранение проблемы. Впрочем, что там локализовывать — о свалке на полигоне «Ядрово» в России, кажется, не знает только слепой или глухой.
Содержание сероводорода в воздухе превышено, по официальным данным, в 10-12 раз. У жителей Волоколамского района другая информация — замеры МЧС в ряде районов достигают превышения нормы в 87 раз. В больницах — сотни обратившихся, которые жалуются на различные расстройства здоровья — от проблем с желудком и отравлений до головокружения и непрекращающегося кашля.
Огромная волна людей видимо напугала местные власти — к толпе вышел мэр Волоколамска Пётр Лазарев, который пообещал ввести режим ЧС в городе с 30 марта — и тогда же начать сокращение ввоза мусора на полигон (да, он всё ещё продолжается, несмотря на ситуацию). Народ, естественно, не поверил — люди заявили, что всё проверят лично. Интересно, что при этом в региональном МЧС заявляют, что превышения нет, а «проблемы связаны с неблагоприятными погодными условиями». Получается, что «условия» такие продолжаются уже несколько недель?
Пример заразителен — и вот уже сотни людей из других городов Подмосковья — Коломна, Таруса, Клин, Тучково, Воскресенск, Наро-Фоминск — выходят на улицы и протестуют против своза мусора из столицы в их города. «Мы что, люди второго сорта после москвичей?» — вопрошают собравшиеся. Активисты в Коломне перекрывают подъезд мусоровозам к местной свалке — здесь ситуация обостряется и тем, что в Калужском районе собрались строить свалку в пять раз больше имеющейся. В Клину люди вышли не на митинг — пока на пикет, но объявили, что «их станет больше». Жители просят ограничить приём мусора на полигон «Алексинский карьер», куда уже пять лет везут отходы из других регионов. В Тарусе около 800 человек провели уже две стихийные акции против деятельности местного мусороперерабатывающего завода. Глава города объясняет ситуацию тем, что работу завода «не могут остановить из-за того, что он находится в руках частного собственника». Интересная позиция, да?
500 человек в Тучково, одиночные пикеты в Наро-Фоминске. Подмосковье, правду сказать, «полыхнуло» на мусорной теме. И останавливаться не собирается — в воскресенье в «столице мусорной проблемы» Волоколамске пройдёт новый многотысячный митинг. Травля всем надоела — 500 обратившихся в больницы, 418 из них — дети.
Какой вывод стоит сделать из всего это? Их два: первый — нужно брать пример с жителей Подмосковья в плане борьбы за свои права. Второй, напрямую выходящий из первого, вполне вероятно, что в случае усиления народного бунта в Подмосковье, мусор могут начать ввозить на территорию Тверской области — несмотря на все заявления Игоря Рудени о том, что «не допустим чужого, хватает и своего», разговоров о строительстве мусороперерабатывающих предприятий и полигонов ходит достаточно. По слухам, например, на кимрскую свалку мусор из Подмосковья поступает несмотря на все заявления губернатора. А в Оленинском районе Олег Дубов, глава района, еще совсем недавно пытался организовать у себя в районе огромную свалку. Как утверждают в Оленино, он не оставил своих планов, просто пока опасается массовых протестов, которые и остановили его затею в прошлом году. Нужно быть настороже и вовремя «перехватить» эту тему. И не допустить её в итоге.